Выпуск передачи «Говорим по-русски!» с Ольгой Северской и Оксаной Пашиной, эфир Эха Москвы 11.02.2018
(Передача выходит еженедельно, по воскресеньям, в 11:04 утра. Записи всех выпусков — на ютьюб-канале «Эхо Культура», а также на сайте Эха. А ещё можно подписаться на страничку передачи в Фейсбуке.)


https://youtu.be/8h9d2zySrmE

11 февраля 2018 г. на «Эхе Москвы» в передаче «Говорим по-русски!», куда меня пригласила блестящий учёный-филолог, журналист, преподаватель Ольга Игоревна Северская, говорили о книгах, которые помогают детям и взрослым постичь красоту русского языка.

Увы, большинство из этих замечательных книг давно не переиздавались. Но вы можете попробовать найти их в библиотеках (или даже в Сети, но увы, без картинок). А может, кто-то из издателей вдруг захочет сделать царский подарок своим читателям и переиздать это богатство? Это было бы так здорово!
Теоретически можно было бы, конечно, выложить сюда сканы некоторых из них… но это не в моих правилах: авторское право надо уважать!

Привожу список (вместе с аннотациями — там, где это возможно). И обращаю внимание на то, что если возрастная маркировка на книге или игре стоит, скажем, 6+ (как сейчас принято маркировать), — это значит, что ребёнка 4–5 лет уже можно с нею знакомить. Он дорастёт очень быстро до понимания сути, вот увидите!

 

1. Маршак С.Я. Про всё на свете: Азбука в стихах и картинках / Рис. В.Конашевича. — М.: Дет.лит., 1979. – 16 с., ил. – Для дошкольного возраста.

2. Заходер Б.В. Школа для птенцов: Стихи / Рис. Л.Токмакова. — М.: Дет.лит., 1970. – 96 с., ил. — Для дошкольного возраста.

3. Матвеева Н.Н. Солнечный зайчик: Стихи / Рис. Б.Кыштымова. — М.: Дет.лит., 1966. – 60 с., ил. — Для младшего школьного возраста.

4. Карем Морис. Стихи для детей / Пер.с фр.и сост. М.Кудинова, рис.Н.Цейтлина — М.: Дет.лит., 1967. – 48 с., ил. — Для младшего школьного возраста.

5. Козловский Я.А. Весёлые приключения не только для развлечения: Стихи / Рис. Р.Вольского. – М.: Дет.лит., 1979. – 95 с., ил. — Для младшего школьного возраста.
Книга весёлых игровых стихов и каламбуров, говорящих о богатстве русского языка.

6. Федин С.Н. Лучшие игры со словами. – М.: Рольф, 1999.- 256 с., с илл. – (Внимание: дети!).
ISBN 5-7836-0178-0
В книге описаны самые интересные игры и развлечения со словами – как известные с древнейших времён, так и новые, появившиеся в последние 5 лет. Читатель найдёт в этой книге не только описания правил, но и занимательные истории и наиболее яркие примеры акростихов и палиндромов, «ситуаций» и «чепухи», зеркальных текстов и многих других примеров словотворчества. Книга адресована и детям (с 10 лет), и взрослым (филологам, любителям слова).

7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн.для учащихся ст.классов. – 2-е изд., испр.и доп., — М.: Просвещение, 1988. – 176 с.: ил.
ISBN 5-09-000199-5
В книге в популярной форме изложены важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, её благозвучием, выразительностью, а также словоупотреблением и оптимальным выбором конструкций. Книга поможет школьникам в усвоении лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн.для учащихся 8-10 кл.сред.шк. –М.: Просвещение, 1988. – 207 с.: ил.
ISBN 5-09-000855-8
Книга в доступной и занимательной форме рассказывает школьникам о выразительных средствах русского языка, раскрывает «секреты» использования слов, их сочетаемости, правила и тонкости употребления грамматических форм. Цель авторов – побудить учащихся к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.

9. Успенский Л.В. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. – М.: Детская литература, 1967. – 304 с. – Для старшего возраста.